14 февраля

Мозг, энергия и склонность к шаблонному поведению

Круизный лайнер Queen Elizabeth 2 перемещается на 4 см на каждый сожженный литр дизтоплива. Мозгу нужна энергия примерно в таких же количествах. А энергии чертовски мало. Организм черпает ее из одного и того же бака — нам надо не только думать, но и ходить, дышать и пожимать ручку начальнику.

Даже привычная фраза «давай постоим, поговорим» — следствие того, что нам в прямом смысле сложно расходовать энергию на физическое перемещение в пространстве и одновременно тратить силы на поддержание осмысленного разговора.

Еще в 19-м веке Уэлшем проводились эксперименты, когда испытуемых, занятых выполнением интеллектуальной задачи, просили выжать динамометр (такая штука, измеряющая физическое усилие). Выяснилось, что любое мысленное напряжение резко снижает физические возможности. Иногда — практически в два раза.

Так вот. За редким исключением — не надо утром заниматься столь интеллектуальной работой, как разбор скопившейся почты, решать множество мелких задач, «раскачиваться» и т.п. Да, вы правильно поняли, закрываем, закрываем телеграмчики.

Утро для большинства людей — время пиковой мощности. Расходуйте ее на выполнение самых важных задач. А назначив совещание на вечер — не удивляйтесь, что с креативом как-то не очень.

Итак, мозг сжигает огромное количество энергии. А большая часть мыслительных процессов происходит на автопилоте. Без сознательного контроля. Следствие комбинации двух факторов — мы постоянно выбираем самые легкие и знакомые решения. И не отдаем себе в этом отчет.

Мозг крайне негативно относится к любым затратам энергии. Вспомните, что вы делали 8 дней назад. Для этого вы подумаете — а что это за день недели, припомните главное событие и постепенно реконструируйте весь день.

Если вы правда проделаете это упражнение, то почувствуйте легкое раздражение. Беспокойство. Потому что любое напряжение умственных усилий, на которое мы тратим драгоценную энергию, вызывает у нас дискомфорт.

И это мы вспоминали реальные события. А если надо подумать о чем-то новом, то энергия сжирается с такой скоростью, что мозг вообще отказывается от задачи. Пример, сегодня близкий лично мне. Выходной. А куда пойти? Вот театры, выставки, рестораны. Смотрю — столько вариантов, опций, все интересно. И сложно выбирать. В результате пойду, как обычно, гулять в ближайшем парке.

Поэтому мы годами читаем одни и те же сайты, ходим в одни и те же магазины, ездим по тем же самым дорогам на ту же самую работу. Постоянно откладывая изменения на потом. Просто мозгу — не нам — выгоднее активизировать старые нейронные связи, чем устанавливать новые. А мы задним числом придумываем объяснения своему поведению, представляя его «логичным» и «правильным».

Автор: Молчанов Николай, кандидат психологических наук, Executive MBA INSEAD, партнер Eldey Consulting Group

Рекомендуем канал в Телеграмм «Психология Маркетинга».


Понравилась статья? Подписывайтесь на наш блог в Facebook и читайте о стратегии развития бизнеса