31 октября

Как создать ажиотажный потребительский спрос

время чтения: 9 минут

Хочется, чтобы покупатели стояли за твоим товаром в очередях. Надеешься на чудо — маниакальный спрос на рядовой продукт. Это история о том, как компания Beanie Baby создала ажиотажный спрос вокруг обычных мягких игрушек.

Наша компания связывает маркетинг и психологию покупателя. И часто клиенты ждут «волшебную таблетку». Обычно, для краткости, мы говорим, что чудес не бывает. Врем. Случаются. Просто редко. В подтверждение расскажу историю Beanie Baby — 6 этапов механики создания хорошего, ажиотажного потребительского спроса.

ажиотажный спрос. Eldey Consulting eldey.ru

1. Будьте смелыми

Создание ажиотажного спроса — не самый легкий путь. Стратегия действовать «как лидеры рынка» в лучшем случае приведет к тому, что компания станет похожей на них. Такой же. Ажиотаж, как и стратегия Голубого Океана, рождается наперекор здравому смыслу.

Ти Уорнер, главный герой нашей истории, умел себя подать, еще работая менеджером по продажам в Dakin Toy Company — крупнейшем на тот момент мировом производителе мягких игрушек. На встречи с клиентами он приезжал на белом Роллс-Ройсе, одетый в меховую шубу и с тросточкой в руках. Несколько экстравагантно, но здесь помогала специфика индустрии — от продавца игрушек мы вправе ждать немного волшебства.

2. Отличайтесь. Хотя бы чуть-чуть.

В 1986 году Ти Уорнер придумал идею, которая изменила его жизнь, использовать для набивки игрушек не привычную мягкую начинку, а пластиковые гранулы. Благодаря этому игрушки становились гибче, их движения — реалистичнее. Но, как и полагается в классической истории успешного стартапа, многие ретейлеры отказывались принимать товар на реализацию, считая идею твердых гранул чушью.

  • Объектом мании могут стать лишь те продукты, которые хоть как-то нарушают привычные правила жизни. Обещают что-то, заведомо выходящее за рамки стандартов. Ажиотажный спрос должен иметь под собой объяснение — конкретную характеристику продукта. Не обязательно прорывную. Не обязательно привлекательную. Подавляющее большинство коллекционных вещей становятся ими исключительно благодаря своей редкости. Редкость вовсе не наделяет предмет чем-то прекрасным — неправильная печать марки, ошибка в гравировке скорее ухудшают образ. Главное — отличаться.

3. Сократите каналы дистрибуции

Ти Уорнер сделал ряд выверенных шагов. Установил цену в 5 долларов за игрушку — теперь товар мог купить кто угодно. Чем шире потенциальная целевая аудитория — тем выше шансы на появление ажиотажного спроса.

Компания отказалась от попыток продать игрушки сетевым магазинам и сосредоточилась на отдельных торговых точках. Более того, было ограничено количество игрушек, которые магазины могли приобрести.

  • Люди подвержены FOMO (fear of missing out) — страху упустить что-то ценное. Джессика Паркер и Мелисса Баркли провели замечательное исследование. Студенткам ВУЗа, на основании заполненной ими анкеты, сообщалось, что компьютер подобрал для них «идеального мужчину». Естественно, всем испытуемым демонстрировалась фотография одного и того же парня.
  • Только одной половине девушек сказали что молодой человек одинок. А другой — что он, к сожалению, уже «занят». В первом случае 59% участниц сообщили, что были бы не против встречаться с этим парнем. А вот во второй группе подобное желание высказали 90% девушек. Иллюзия ограниченного предложения резко повышает интерес к объекту.

4. Нагнетайте обстановку. Напускайте туману

В политике продаж компания придерживалась абсолютной закрытости. Не было никакой возможности узнать, в каком именно магазине будет продаваться определенная модель игрушки, сколько всего игрушек одной серии будет произведено.

  • Существуют и другие способы «подготовить» почву для ажиотажного спроса. «Украденные» фотографии новой модели телефона, распространенные в сети до официальной премьеры, обеспечивают волну слухов и догадок, высказываний экспертов и т.п.
  • Используются живые боты. В период черных пятниц некоторые ретейлеры прибегают к услугам «подсадных уток». Специальные люди носятся по магазину, выхватывают товары из рук покупателей — хотя рядом на полках стоят точно такие же. Это хорошо выглядит на видео, а главное, задает «правильную» модель поведения для настоящих покупателей — за продукт надо бороться.

5. Создайте дефицит

ажиотажный спрос. Eldey Consulting eldey.ru

Это главный элемент схемы. Покупатели никогда не могли сразу найти всю коллекцию Beanie Baby. Ни в одном магазине не продавалось полной линейки игрушек. Ограничение по объему продаж на один магазин постоянно приводило к ощущению, что весь товар уже почти распродан.

Основной удар был нанесен, когда компания просто изъяла из продажи ряд самых популярных моделей игрушек. Была создана не иллюзия дефицита — а самый настоящий дефицит. Началась массовая истерика — в Чикаго грабители организовали налет на склад и похитили 1200 игрушек, родители заставляли детей выходить на демонстрации. Что, естественно, освещалось в СМИ, способствуя нагнетанию ажиотажного спроса.

На фотографии — разведенные муж и жена на полу комнаты суда Лас-Вегаса, под присмотром судьи делят свой основной актив — игрушки Beanie Baby.

ажиотажный спрос. Eldey Consulting eldey.ru

После паузы Beanie Baby вернулись — только их цена выросла с 5 до 15-20 долларов. Потребительская мания усилилась. В ходе совместной промо-акции с Макдоналдс Beanie Babies продали 100 млн. игрушек за 10 дней. Некоторые уходили на вторичном рынке за 13 тысяч долларов — примерно в 3000 раз больше их базовой цены. В 1999 году это были не игрушки. А самый настоящий инвестиционный инструмент.

  • Если человек понимает, что ему что-то недоступно, то незамедлительно обращает на это внимание. Сумка Hermès может стоить несколько тысяч фунтов и доставляться лишь спустя два года после заказа. И вовсе не потому, что производственные мощности Hermès не позволяют выпускать нужное количество сумок.
  • Вовсе не обязательно, чтобы товар действительно был дефицитен или принадлежал к премиальному сегменту. В одном эксперименте изучались продажи консервированного супа Campbells. В первом случае суп продавался с объявлением «Скидка — 12%». Продажи составили в среднем 3,3 банки на покупателя. Но когда объявление изменили на «Скидка —12%. Максимум 12 банок в одни руки», средние продажи выросли до семи банок. Эффект дефицита обратил внимание на акцию, а число «12» послужило якорем.

6. Готовьтесь к неизбежному финалу

Любой ажиотажный спрос заканчивается одинаково. Люди понимают, что пятидолларовый плюшевый мишка — не идеальный инвестиционный инструмент, а всего лишь игрушка, набитая пластиковыми гранулами. Пузырь взорвался, похоронив многих под своими обломками.

В 1999 году Ти Уорнер снова объявил окончание продаж на некоторые модели Beanie Babies. И ничего не произошло. Цена не выросла. Рынок не вздрогнул. Это стало началом конца. Коллекционеры запаниковали, на Ebay выбросили массу игрушек, заполнив рынок. Их цена, прямо связанная с наличием или отсутствием ощущения дефицита, стремительно снижалась. Уорнер прибег к последнему шагу, объявив, что производство вообще всех Beanie Babies будет завершено к концу 1999 г. И снова — никакого интереса. За год цена игрушек на вторичном рынке упала больше, чем на 98%. Магазины снижали цены на новые Beanie Babies до 20-40 центов.

«История игрушек» подошла к концу. Правда для Ти Уорнера все закончилось успешно. Он держал прибыль в оффшорах и швейцарских банках, а не в плюшевых мишках. Сейчас его состояние оценивается примерно в 2,3 миллиарда долларов.

Как вообще можно убедить кого-то заплатить за этих плюшевых животных цену, равную стоимости аналогичного по весу куска золота? Используя психологию. Есть множество техник влияния на поведение и выбор покупателей.

Beanie Babies стали, по сути, инвестиционным инструментом благодаря тому, что у каждого в глубине души есть невероятные по масштабу желания. Но они требуют денег, которые объективно не заработать. А люди хотят верить в лучшее, поэтому, согласно Канеману и Тверски, переоценивают шансы наступления маленьких вероятностей. И вот, даже утопические финансовые инструменты воспринимаются в роли «фантастических возможностей». Так рождается ажиотажный спрос.

впервые статья опубликована на портале VC.RU

© Молчанов Николай, выпускник МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA INSEAD, партнер Eldey Consulting Group

Моя книга: «Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом» (OZON, Litres, ЭКСМО)

→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты — в моем Telegram-канале «Психология Маркетинга» или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2