20 апреля

У компании нет стратегической цели? Перестаем беспокоиться, все в порядке

время чтения: 5 минут

Мы придумываем цели бизнеса так же, как ставим цели для себя лично. Поэтому переносим ошибки, связанные с поиском смысла жизни, на выбор стратегической цели компании.

Итак, 4 ложных представления о целях.

1. Всегда есть главная стратегическая цель

В бизнесе убеждение воспитано сотнями слайдов с пирамидой, иерархическими схемами, наверху которых всегда располагается Главная Идея. А в обычной жизни мы надеемся на существование высшего смысла, через который (когда поймем его), обретут смысл остальные действия и поступки.

Во многом иллюзия «единственной цели» создана Голливудом. Фильм, где у героя одна главная задача: найти любовь, отомстить плохому полицейскому, убить пришельца и т.д. проще снять и легче смотреть.

В результате, после долгих метаний и мозговых штурмов, нарисовав карту сбалансированных показателей, компания формулирует главную цель как «увеличить прибыль» (EVA, ROI, капитализация или другой аналогичный показатель). Но коммерческая организация должна зарабатывать деньги по определению. Это записано в уставе. Для человека естественно дышать, для бизнеса — зарабатывать. В результате компания получает общую и мало кого мотивирующую цель.

2. Мы должны знать цель своей стратегии

Иллюзия необыкновенно реалистична. Действительно — как двигаться, если не знать, куда собираешься прийти? В большинстве случаев это замечательная отговорка. Уникальное оправдание тому, что мы вообще никуда не движемся.

Ожидая, пока вы найдете цель, разработаете стратегию, вы просто тратите время. Надеясь найти цель завтра, проживаете бесполезное сегодня.

Иллюзия дополнительно подкрепляется неосознанной предпосылкой — если цель одна и мы должны ее знать — значит она истинна. А если есть истинная цель, буквально написанная огненными буквами на стене, то как браться за что-то еще? Не дай Бог, решим открыть новые точки продаж, а то время как истинная цель стратегии — вертикальная интеграция.

3. Когда узнаем цель стратегии, все вокруг изменится

Большинство людей рассчитывают, что поняв свое предназначение на земле, все остальное для них наполнится смыслом. Поставив цель, руководитель ждет перемен во всех областях деятельности. И действительно, слушая стратегию, сотрудники с энтузиазмом кивают головами. А на следующий день все остается по-прежнему.

На словах менеджеры хотят, чтобы компания стала уверенным лидером рынка, но осуществлять нужные для этого действия люди не готовы. Каждый способен объяснить, почему именно ему так трудно придерживаться стратегии и говорить «нет». В основном эти причины не что иное, как отговорки, демонстрирующие неприятие риска и недостаток смелости.

Поставить цель и начать процесс изменений — это две совершенно разные вещи.

4. У всех (кроме нас) есть цель

Кажется, что большинство успешных людей и компаний имеют цель в жизни. Действуют по намеченному плану, поэтому у них все получается. Как правило, нет. Поговорите с людьми, почитайте стратегии компаний — в лучшем случае услышите набор благих пожеланий.

Задним числом все способны объяснить, как достигли текущих результатов. Но и вы, и кто-то другой вряд ли оказались здесь и сейчас потому что 10 лет назад написали на доске «к весне 2018 года я хочу добиться того-то и того-то». После чего начали прямолинейное движение от точки к точки.

Развенчивая ложные представления, я лишаю себя и других управленческих консультантов верного куска хлеба. Надеюсь, что зачтется по линии вселенской кармы. Итак:

Избавляемся от иллюзий и начинаем бесцельную жизнь

Большинству компаний цель вообще не нужна. Поиск цели отнимает огромное количество ресурсов. Попробуйте, как пишут в мотивирующих книгах, положить перед собой лист и придумать идею, которой будете следовать до конца жизни. Кстати, основываясь на личном опыте — вы уверены, что на протяжении жизни цель останется неизменной? То, что важно сегодня, может стать не таким ценным завтра.

Компании необходимо просто запустить процесс постоянных изменений. Наличие глобальной цели и, тем более, стратегии, для этого не обязательно. Да, вы будете двигаться по очень извилистой траектории. Зато — постоянно обогащаясь новым опытом, нарабатывая компетенции и связи. В итоге вас вынесет к «той самой» цели.

Задача состоит из двух частей.

  • Просто начать действовать. Причем сегодня. Забудьте об операционной деятельности и текущих задачах хотя бы на час в день. Уделите время вопросам / планам / постановке задач, связанных с созданием долгосрочной ценности бизнеса.
  • Каждое действие должно иметь свою частную цель. Знаете SMART или другие методики — хорошо. Нет — запомните только одно. Цель — существительное, а не глагол. Потому что «делать», «создавать», «разрабатывать» можно бесконечно. Цель — это результат. Не «учится рисованию», а «нарисовать автопортрет к 20 апреля».

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш блог в Facebook или ВКонтакте и читайте о стратегии развития бизнеса