15 января

Похитители Рождества: хитрости новогоднего маркетинга

время чтения: 3 минуты

Гринчи существуют. Правда похищают не Рождество, а наши деньги. И иногда делают это чертовски интересно. Сегодня я расскажу две чудесные рождественские маркетинговые истории.

Первая — о хитроумных американских производителях детских игрушек. Декабрь — месяц покупки подарков. После него идет резкий спад — родители обходят магазины игрушек стороной до конца зимы. Помимо неравномерной загрузки, это ведет к каннибализации собственной выручки — основная часть продаж делается в сезон самых высоких скидок.

Но было найдено элегантное решение.

Итак, наступает декабрь. В детских передачах стартует активная рекламная компания новой и очень привлекательной линейки игрушек. Малыши просят купить, на Новый Год дарить все равно что-то надо, родители соглашаются и Деду Морозу уходит соответствующее письмо.

А дальше начинается волшебство. Придя в магазин, родители узнают, что игрушек завезли мало и они уже кончились. Будут еще, но не раньше, чем через три недели. Праздник не может пройти без подарков, поэтому ребенку покупается другая игрушка. Малыш рад. Но у детей своя логика — другой подарок — это хорошо, но Дед Мороз обещал принести вполне конкретную игрушку. Поэтому в январе родители идут в магазин и покупают обещанное. По полной стоимости. В месяц повсеместного спада продаж.

Вторая история — о фантастической марже и современных ботах.

В декабре найти ряд популярных подарков онлайн по приемлемой цене сложновато. Fingerlings, которые продавались в Toys R US, Walmart, Target по 14,99$ выкладывались на Amazon и E-Bay по цене, доходившей до 1000$.

Та же история и с Nintendo NES Classic Edition с заявленной стоимостью в 79,9$, но недоступной на Best Buy, GamesStop и Target. Зато присутствовавшей на тех же Amazon и E-Bay, по ценам до 13000$. Куклы L.O.L Surprise! И Barbie Hello Dreamhouse стоимостью в 9,99$ и 300$ предлагались по 500$ и 1500$ соответственно.

Это стало возможно благодаря современным помощникам Гринча — торговым роботам, которые скупают популярные товары, прежде чем у реальных покупателей будет шанс это сделать. После чего продукция реализуется третьими сторонами с большой накруткой.

Рождественские чудеса, а другим словом рост в ≈6 500% к цене я назвать никак не могу, действительно случаются.

© Молчанов Николай, выпускник МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA INSEAD, партнер Eldey Consulting Group

Моя книга: «Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом» (OZON, Litres, ЭКСМО)

→ Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном.
→ Бестселлер 2019 года по версии Ozon
→ «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела

Самые актуальные посты — в моем Telegram-канале «Психология Маркетинга» или Vkontakte / Facebook

Все посты моего блога: Часть 1, Часть 2